По действующему законодательству вы можете вернуть себе часть потраченных на покупку жилья либо земли под ИЖС денег – 13% от их стоимости. Предельная сумма вычета определена в размере 260 тыс. рублей. Чтобы ее получить, нужно купить недвижимость (либо несколько объектов недвижимости) на сумму 2 млн рублей.
Так как доходы большей части россиян за год составляют меньше двух миллионов, получение вычета займет несколько лет. Допустим, ваш «белый» доход за год составляет 500 тыс. рублей. Вы купили квартиру или другую недвижимость за 2 млн рублей (либо дороже, но вычет все равно распространяется только на указанную сумму) и подали документы на получение налогового вычета. В итоге вам вернут 65 тысяч рублей – это 13% от вашего суммарного годового дохода. На следующий год процедура повторится, и так до тех пор, пока вы не выберете всю сумму. В нашем примере это займет 4 года.
Также можно получить 13% от суммы уже оплаченных процентов по кредитному договору, если жилье приобреталось в ипотеку, в пределах 3 000 000 рублей (то есть максимум 390 000 рублей вычета). Но это уже немного другая история.
Итак, чтобы получить налоговый имущественный вычет, необходимо на следующий год после покупки недвижимости предоставить следующие документы в налоговую инспекцию вашего района (то есть по месту регистрации).
Основные документы
1. Справка о доходах 2-НДФЛ (оригинал). Берется в бухгалтерии по месту работы. Если в течение года вы работали в нескольких местах, то потребуются справки ото всех работодателей.
2. Декларация 3-НДФЛ. Программа для ее составления находится в свободном доступе в Интернете, ее нужно скачать и заполнить на основании справки 2-НДФЛ, а потом распечатать. Вы вполне можете заполнить эту декларацию самостоятельно, тем более в Интернете можно найти пошаговую инструкцию.
3. Копия паспорта.
4. Свидетельство о присвоении ИНН (если ИНН у вас нет, то его нужно получить в налоговой инспекции по месту прописки).
5. Заявление на возврат налога с реквизитами вашего банковского счета. К примеру, можно получить вычет прямо на карточку, на которую приходит заработная плата.
В дополнение к пятому пункту отмечу нововведение этого года, о котором почему-то знают не все бухгалтеры. Оно касается кода ОКТМО, который указывается в заявлении. Надо узнать, к какому району города относится юридический адрес фирмы, в которой вы работаете, и указать в заявлении код именно этого района. Раньше такого разделения не было, был общий код, относящийся к области, в которой вы проживаете. Лично мне бухгалтер в справке 2-НДФЛ указала старый, общий код, в итоге при подаче заявления операционистке налоговой службы пришлось исправлять его с помощью корректора.
Если квартира куплена на вторичном рынке, вам в дополнение к вышеперечисленным документам нужно предоставить:
1. Договор купли-продажи с отметкой Росреестра о регистрации прав собственности (копия).
2. Свидетельство о государственной регистрации права собственности (копия). Отметим, что с 15 июля 2016 года выдача свидетельств о государственной регистрации права собственности прекращена (об этом ниже читайте комментарий юриста).
3. Платежные поручения, квитанции об оплате или расписки, которые вы получили в момент приобретения имущества (копии).
4. Акт приема-передачи квартиры.
Если квартира находится в новостройке:
1. Договор долевого участия (копия).
2. Акт приема-передачи жилья (копия).
3. Платежные поручения, квитанции об оплате или расписки, которые вы получили в момент приобретения имущества (копии).
Если жилье приобретено в ипотеку:
1. Кредитный договор (копия).
2. Справка об удержанных процентах за год (оригинал, берется в банке). Отмечу, что разные банки выдают такие справки по-разному. Так, в Росбанке с этого года подобную справку делают месяц (раньше - в течение 10 дней). В «ДельтаКредите» можно просто прийти в офис, и секретарь выдаст ее вам в течение нескольких минут. Поэтому лучше уточнить этот момент заранее.
3. Квитанции, чеки, платежные поручения, выписки и тому подобное, полученные в момент оплаты ипотеки (копия).
Вы собрали все необходимые документы, принесли в налоговую, написали заявление. Теперь в течение трех месяцев они будут на рассмотрении, и когда получение вычета одобрят, в срок до одной недели вам должны перечислить деньги. В связи с таким довольно продолжительным периодом лучше подавать документы на возврат как можно раньше, хотя бы в первом полугодии.
СОВЕТ: В своей налоговой инспекции обязательно попросите завести вам личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru. Там вы в любой момент можете посмотреть, одобрена ли ваша заявка, на какой стадии она находится (проверка документов, перечисление денег). Еще один плюс личного кабинета – не выходя из дома вы можете оплатить любой налог (транспортный, имущественный и т.д.).
Также стоить отметить, что каждый год в получении налогового имущественного вычета происходят какие-то изменения. Так, в 2014 году вычет привязали к налогоплательщику, в то время как раньше он был привязан к имуществу (раз получив вычет, вы не имели права получить его еще раз, даже в случае, если максимальная сумма была вами не выбрана). В том же 2014 году также были введены новые правила расчета и получения налогового вычета, по которым, в частности, подать документы на оформление налогового вычета за объект недвижимости, приобретаемый в общую совместную собственность, может не один супруг, а оба, что увеличивает общую сумму вычета.
С 15 июля 2016 года выдача свидетельств (на бумаге) о государственной регистрации права собственности больше не производится. Редакция Novostroy-M.ru попросила прокомментировать этот момент Дениса Артемова, ведущего юриста юридической фирмы Via lege:
Действительно, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 15.07.2016 года проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Стоимость такой выписки составляет 200 рублей.
Стоит отметить, что действующее законодательство не содержит конкретных указаний на срок действия выписки из ЕГРП. Выписка из ЕГРП не является нормативным документом, и сведения из нее актуальны до тех пор, пока в реестр не будут внесены соответствующие изменения. Однако на практике организации, которые требуют предоставление выписки из ЕГРП, могут устанавливать свои сроки актуальности выписки. Так, некоторые нотариусы и банки принимают выписки ЕГРП, полученные не позже одного месяца до момента предоставления. Не исключено, что аналогичным образом начнет поступать и ФНС.
Для предоставления налогового вычета важен сам факт приобретения жилья. Право на налоговый вычет сохраняется даже при последующей продаже (при условии, что гражданин свое право на вычет не реализовал). В этой связи «свежесть» выписки из ЕГРП выходит на второй план.
Отмена «бумажных» свидетельств о праве собственности говорит о признании и поощрении государством электронных носителей информации. Если эта тенденция будет развиваться и дальше, вкупе с системой обмена информацией между государственными органами, не исключено, что в скором времени ФНС само будет проверять наличие права собственности гражданина на квартиру. В этом случае необходимость предоставления выписки ЕГРП отпадет, и достаточно будет заявления от гражданина с указанием адреса приобретенной квартиры.
Источник: Novostroy-M.ru