Изменения в недвижимости подобны грядущим изменениям в банковской сфере. Напомню, Герман Греф и Михаил Фридман считают, что банков, если они радикально не изменятся, через 10 лет, не будет. Их роль возьмут на себя Google, Yandex, Facebook. Собственно, уже сейчас происходит перетекание функций. Я прогнозирую, что вскоре банки начнут создавать агентства недвижимости. Судите сами. Ипотечный бизнес низкодоходный (по моим сведениям, маржа всего 0.8%), а у банков в залоге достаточно недвижимости, много хорошо обученных сотрудников, занимающихся продажами, разветвленная сеть удобно расположенных офисов, масса возможностей для качественного продвижения объектов и рекламы. Почему бы им не заняться риелторством? Знаю, что один всем хорошо известный банк федерального масштаба уже в 2016 году создаст свое агентство, которое планирует стать №1 в недвижимости.
Через несколько лет рынок недвижимости будет не узнать. Останутся и преуспеют только те агенты и агентства, которые фанатично любят своих клиентов и работают не ради денег. Лишь те, для кого клиентский сервис – то, от чего они получают удовольствие. Это будут компании, которые полностью поменяют свою корпоративную культуру и станут высокоэффективными, подобно Google. В них главными будут не иерархия, субординация, дресс-код и тому подобные второстепенные моменты, а то, насколько они креативны и насколько старательно обслуживают клиентов. Останутся лучшие. Их будет немного, но они будут и по-новому работать, и значительно больше зарабатывать. Я уже вижу ростки таких перемен в недвижимости.
В 2016 году и последующие годы агенты, чтобы быть успешными, будут максимально использовать возможности сайтов, соцсетей, выкладывать ролики на youtube. При этом сама профессия риэлтор не исчезнет. Никакие цифровые технологии не заменят агента, поскольку одна из главных составляющих сделки – переговоры. Только эти агенты будут лучше обучены. На мой взгляд, специалистам по недвижимости, которые не освоят аукционный метод продаж, придется искать другую профессию. Когда до собственников начнет доходить мысль, что продать недвижимость без аукциона – значит продешевить, они станут обращаться только к тем, кто в состоянии продать их объект как можно дороже. Не исключаю, что собственники, недвижимость которых была продана слишком дешево, то есть без аукциона, будут подавать коллективные иски на агентства в суды. Поэтому я уверен, что продажа квартир методом аукциона будет активно продвигаться в 2016 году.
Также в сфере недвижимости вскоре получат распространение технологии сетевого маркетинга. Если я сегодня приведу вас работать в агентство, а вы успешно проведете сделку, то я ничего не заработаю либо получу бонус только с первой вашей сделки. Если я рекомендую вас, как агента, своему знакомому, то тоже ничего не заработаю. А по системе сетевого маркетинга я бы получал проценты с ваших сделок пожизненно, при условии, что офис наш прибыльный, и что я проработал в компании 3 года или больше. Те, кто первым научится правильно мотивировать людей и оплачивать такие услуги, и станет одним из немногих на рынке. Кстати, компания KW разработала такую технологию, Я ее преподаю.
В декабре 2016 года «Международная ассоциация успешных агентов – первый профсоюз риелторов России» соберет риелторов страны для создания собственного пенсионного фонда. Таким образом, у наших агентов появится возможность получать пенсию. Сегодня агент зарабатывает, пока активен. А что потом? Чтобы не существовать только на нищенскую пенсию от государства, мы будем совместно приобретать объекты коммерческой недвижимости, и сдавать их в аренду. Так делается во всем мире. Например, в США самые крупные покупатели недвижимости - это профсоюзы юристов, учителей и т.д. Наш фонд сможет обеспечить пассивный доход своим агентам, и они не будут обузой на шее у государства.
Уверен, что в ближайшем будущем голос риелтора будет услышан на всех уровнях. По аналогии с национальной ассоциацией риэлторов США, где ее президент два раза в год встречается с президентом США, думаю, что так вскоре будет и у нас. Сегодня же риелторы для власти, как будто, не существуют, их не слышат, хотя агент, который работает на территории - идеальное доверенное лицо кандидатов в депутаты и в президенты страны. Ведь он ближе к людям, хорошо знает реальную обстановку, ему доверяют, он может доносить до людей различные идеи и получать обратную связь. Этот ресурс пока никак не используется. А ведь риелторы могут и должны стать реальной политической силой, поскольку, в отличие от всевозможных кандидатов, которых люди видят только в предвыборный период, они всегда рядом. Кстати, некоторые мои ученики, выполняя домашние задания, уже получили статус общественных советников глав районных управ.
Источник: Полезная площадь