Медиативный подход — поиск истинного соотношения интересов сторон.
Конфликтологи выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничества. При этом переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться разногласия и на этой почве возникнет конфликт. Но возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать.
Типы совместных решений участников переговоров:
- Компромисс;
- Асимметричное решение;
- Нахождение принципиально нового решения путём сотрудничества.
Компромисс подразумевает взаимные уступки сторон конфликта. Компромисс считается реальным тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть требований друг друга.
Если интересы сторон не позволяют им найти «серединное» решение, стороны могут принять асимметричное решение, представляющее собой относительный компромисс. В этом случае уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Первая сторона сознательно идет на это, чтобы не понести ещё большие потери.
Участники переговоров могут также разрешить противоречия путем нахождения принципиально нового решения. Этот тип совместного решения был подробно разработан американскими исследователями Р. Фишером и У. Юри в 1980-х годах. Данный способ основывается на открытом, кропотливом анализеистинного соотношения интересов оппонентов и позволяет им рассмотреть существующую проблему шире изначально заданных позиций. Поиск принципиально нового решения открывает совершенно иные перспективы для сторон на основе сотрудничества. В поиске такого решения и заключается суть медиативного подхода.
Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Каждый руководитель заинтересован в поддержании здоровых взаимоотношений, как в коллективе, так и во взаимоотношениях с клиентами. Люди – самый дорогой капитал, это понимают все. Эффективность работы компании и менеджера напрямую зависит от здоровых рабочих и личных связей. Что же делать, если они вдруг нарушены? Вот здесь Вам поможет медиативный подход как альтернативный способ в разрешении споров и конфликтов как внутри компании, так и в работе с клиентами. Медиативный подход это техника ведения переговоров, помогающая сторонам услышать друг друга, примириться и самостоятельно принять взаимовыгодное решение по выходу из ситуации. Такие решения являются наиболее жизнеспособные, позволяют сотрудничать в будущем. Она помогает снизить издержки, к которым неизбежно ведут споры и конфликты, а именно, отток трудовых ресурсов, потерю клиентов и, как следствие, рекомендаций и повторных обращений, возможных судебных издержек. Этой технике необходимо учиться, а я Вам в этом помогу.
Отличие медиации от переговоров
Переговоры
Переговоры – это процесс, в котором участвуют две или более стороны с целью согласования спорных вопросов.
Стороны в процессе переговоров активны и самостоятельно принимают решение. При этом процесс переговоров является несколько хаотичным и непредсказуем. В процессе переговоров возможны манипуляции и давление на сторону для достижения своей цели, что не всегда выгодно одной из сторон. По итогам переговоров могут приниматься следующие типы совместных решений:
-Компромисс (Стороны идут на взаимные уступки);
-Ассиметричное решение (Уступки одной стороны значительно превышают уступки другой);
-Нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества (Базируется на открытом, корпоративном анализе истинного соотношения интересов оппонентов и позволяет им рассматривать существующую проблему шире изначально заданных позиций).
Медиация
Процесс медиации максимально гибкий, экономичный, эффективный. Стороны могут проводить медиацию в удобном месте и в удобное время для них. В отличие от переговоров, медиативный подход базируется на таких принципах как:
- Добровольность;
- Равноправие сторон;
- Нейтральность, беспристрастность медиатора;
- Конфиденциальность.
В медиации не выясняют кто прав, кто виноват, не рассматривают прошлое, а рассматривают сложившуюся ситуацию на сегодняшний день, как её разрешить и как жить вместе дальше. Решения принимают спорящие стороны самостоятельно, именно поэтому они наиболее жизнеспособны и позволяют сторонам сотрудничать в дальнейшем. И самое главное — медиация направлена на достижение консенсуса, т.е. выгода-выгода.
Применение медиации в различных случаях
В случае, если у Вас возник спор, конфликт на работе, в том числе, если он носит скрытый характер:
— это может быть трудовой спор, как его понимают в юридическом смысле — между работником и администрацией;
— это может быть спор или конфликт между коллегами по работе;
— это может быть спор или конфликт между учредителями, партнерами, акционерами;
— это может быть спор или конфликт между структурными подразделениями (отделами, департаментами, управлениями);
— это могут быть трудности, с которыми Вы сталкиваетесь при управлении Вашим персоналом и другие.
В случае, если у Вас возник спор, конфликт с Вашими партнерами по бизнесу, клиентами, контрагентами: подрядчиками, субподрядчиками, поставщиками, покупателями, арендодателем, арендатором, перевозчиком, страховой компанией, рекламным агентством, банком, по поводу авторства и т.п.
В случае, если Вам предстоит заключение серьезного долгосрочного контракта, заключение важной для Вас сделки и т.п. и Вы хотели бы прояснить для себя как можно четче картину Вашего взаимодействия с будущим партнером.
В случае, если у Вас возник спор, конфликт с соседями, в том числе по поводу того, как и какой ставить забор на граничащих земельных участках, как совместно пользоваться домом, или квартирой, как и в каком порядке компенсировать последствия затопления соседней квартиры, в какие часы проводить ремонт, кормить животных у подъезда или нет, кто и где ставит машину на стоянку во дворе и многое другое.
Бывают ситуации, когда возникают конфликты с сотрудниками государственных органов, и Вы не можете понять, что от Вас хотят, или какую альтернативу неприемлемому для Вас требованию Вы можете предоставить. Медиатор и в этом случае способен Вам помочь, специальным образом, «правильно» организовав процесс переговоров.
//deineka.ru.com