На прошлой неделе Конституционный Суд РФ (КС) рассмотрел на открытом заседании запрос депутатов Государственной Думы о взносах на капремонт. По мнению парламентских фракций КПРФ и «Справедливая Россия», существующая система поборов противоречит Конституции РФ. Правительство страны считает иначе. КС взял тайм-аут на раздумье. Ожидается, что точка в споре будет поставлена примерно через месяц.
Два года пробуксовки
Вспомним вкратце историю вопроса. С 26 декабря 2013 года вступил в силу раздел IX Жилищного кодекса РФ, который по-новому подходил к финансированию и организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД). Субъекты федерации за несколько месяцев разработали собственные программы, и в течение 2014 года собственники квартир в многоэтажках начали получать квитанции на оплату капремонта.
Государство предусмотрело два способа аккумулирования денег: напрямую в региональный фонд капремонта (так называемый котловой способ накопления) или на специальный счет МКД. Но процедура прописана таким образом, что вторую схему реализовать гораздо сложнее, чем первую. Жильцы дома для открытия собственного счета должны провести собрание. Если они хотят выйти из общего котла и копить деньги конкретно на ремонт своего дома, им придется ждать сепарации от регионального оператора два года. Тогда как обратное решение вступает в силу уже через два месяца. Не удивительно, что правом закрепить накопления за собственным домом воспользовались только 10% плательщиков взносов – остальные по умолчанию перечисляют средства в региональный фонд.
Россияне оказались аккуратными плательщиками, за 2015 год было перечислено 77% сборов за капремонт или 97 млрд руб. Из них израсходовано только 25 млрд руб. По данным Минстроя РФ, к аутсайдерам относятся Красноярский край, где отремонтировано всего пять домов, и Республика Алтай – десять домов. Как предположил на совещании с главами регионов вице-премьер Дмитрий Козак, субъекты не смогли справиться с притоком денег, так как не ожидали таких поступлений и запланировали более скромные объемы работ. Или умышленно занизили планы капремонта.
Глубокие дефекты
В нашей стране любые новые идеи с трудом воплощаются в жизнь. Но в данном случае дело не столько в кривой реализации, сколько в системных дефектах, считают депутаты Госдумы, в конце 2015 года обратившиеся в КС. Длинный перечень претензий можно свести к четырем основным пунктам.
Во-первых, непрозрачен подход к образованию тарифов. Федеральных нормативов обсчета стоимости капремонта нет, калькуляция оставлена на откуп субъектам федерации, которые подошли к делу весьма творчески. В итоге в Казани собственники квартир платят по 0,8 руб. за кв. м, в Санкт-Петербурге – в среднем 2,5 руб., в Ленобласти – 5,5 руб., в Москве – аж 15 руб. Кроме того, одни регионы, как Петербург, применили дифференцированный подход, справедливо рассудив, что привести в порядок здание дореволюционной постройки куда сложнее, чем новенькую многоэтажку. Другие, подобно Ленобласти, уравняли новостройки с развалюхами, выставив всем счета по максимуму.
Во-вторых, вопреки законам и здравому смыслу, россиян заставили платить за еще не полученную услугу. Жильцы домов, перечисляющие средства на собственный счет, финансируют обслуживание имущества, которым владеют. А тот, кто переводит деньги региональному оператору, по сути, оплачивает ремонт чужой собственности. Как заявила в Конституционном Суде РФ председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская («Справедливая Россия»), складывается ситуация, при которой некоторые собственники жилой недвижимости уже получили услугу на большую стоимость, чем заплатили. Остальные, напротив, оплатили – но не получили.
В-третьих, собранные с владельцев жилья деньги плохо защищены от всевозможных рисков. Фонды не застрахованы от банкротства или экономических катаклизмов, например, от дефолта. Средства, аккумулированные на счетах, тают от инфляции, так как их нельзя разместить, например, в государственные ценные бумаги. Потому неизвестно, на какой объем работ хватит собранных сумм через 10-20 лет.
Наконец, региональные фонды быстро превратились в плохо контролируемые кормушки для чиновников. Наиболее вопиющий случай произошел в ХМАО-Югре, где экс-глава Фонда капитального ремонта Сергей Макаров назначил себе зарплату в 1 млн руб.
Как показывают проверки в других субъектах РФ, многие региональные операторы плохо справляются с обязанностями. Они не выдерживают заявленных планов по капремонту ни по количеству, ни по качеству выполняемых работ. В ЖК РФ прямо сказано, что региональный оператор осуществляет функции технического заказчика работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах. Соответственно, именно он отвечает за качество предоставляемых услуг. Но остается неясным, из каких средств будет оплачивать убытки или наложенные штрафы юрлицо, не получающее доход. Впрочем, вопрос риторический: других денег, кроме перечисленных собственниками жилья, у фондов нет.
Легкая косметика
Состояние имущества – забота собственников, никто с этим не спорит. Но платить за неполученную услугу, которая, возможно, никогда и не будет предоставлена, неправильно. Справедливороссы предлагают оглянуться на опыт Западной Европы. «Никто не платит за ремонт, который будет через 25 лет. Берут долгосрочный кредит. В Германии, когда это сопряжено с мероприятиями по ресурсосбережению, процентная ставка для кредитов – ноль», – подчеркивает Галина Хованская. По ее словам, и в России уже есть такой опыт: до начала экономических трудностей в Ростовской области собственники домов ЖСК брали кредит под 7,5% на 10 лет и считали такие условия приемлемыми.
Радикальную меру анонсировали депутаты от ЛДПР. Они в феврале внесли на рассмотрении Госдумы законопроект, приостанавливающий на пять лет сбор взносов на капремонт. По мнению авторов, в период кризиса нецелесообразно ухудшать экономическое положение домохозяйств. А за пятилетку можно придумать и разработать более адекватный механизм финансирования капремонта – справедливый, прозрачный и понятный для населения.
Правительство страны также признает, что процесс пошел не туда. Но останавливать его отнюдь не собирается. С точки зрения властей, достаточно применить «легкую косметику». Причем – на уровне регионов. Дмитрий Козак поручил субъектам федерации представить до 1 апреля в Минстрой обновленные программы капремонта, содержащие план использования средств, оставшихся с 2015 года и собранных в 2016 году. Кроме того, в правительстве уже подготовлены поправки к законодательству об административной ответственности должностных лиц за проведение ремонтных работ многоквартирных домов.
Последний вариант развития событий представляется наиболее реальным. Ведь если КС согласится с предложением депутатов и отменит взносы на капремонт, придется вернуть собранные с народа миллионы рублей и финансировать еще какое-то время замену труб и латание крыш из бюджета, который сейчас, мягко говоря, пустоват.
//news.ners.ru Елена Денисенко