Чуть больше года назад Минэкономразвития обнародовало проект закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", который придет на смену практически одноименному действующему документу и закону "О государственном кадастре недвижимости". В сентября 2014-го документ оказался в Госдуме, а на прошлой неделе был принят в третьем чтении, 9 июля этот закон будут изучать сенаторы на пленарном заседании. "Единый госреестр недвижимости" должен снизить риски операций в этой сфере, обещали разработчики документа. Замминистра экономического развития Павел Королев, представляя законопроект депутатам осенью прошлого года, акцентировал их внимание на том, что регистрационные услуги переводятся в электронный вид, а заявители смогут подавать документы независимо от местонахождения недвижимости. "У пенсионера возникли права наследования в Хабаровске на долю, например, в квартире, а он живет в Сызрани. Сейчас он должен лететь в Хабаровск. Это средства, и немалые. А так он сможет работать с органами учета и регистрации в экстерриториальном режиме", – говорил Королев.
В очередной раз законодатель готов уменьшить сроки на регистрацию прав. До начала 2015 года на регистрацию и взятие на кадастровый учет отводилось по 18 календарных дней, если оба действия производятся одновременно – десять, а если документы сдаются через Многофункциональный центр – то двенадцать. Сейчас на регистрацию прав и кадастровый учет отводится по 10 рабочих дней. Новые правила, вступающие в силу с 1 января 2017 года, отводят на регистрацию прав семь рабочих дней (девять при подаче через МФЦ), пять дней на постановку на кадастр (семь при оформлении через МФЦ). На одновременную постановку на кадастровый учет и регистрацию права чиновникам будет отводиться 10 рабочих дней (12 через МФЦ). При оформлении документов через нотариуса ничего не изменится: как и сейчас, если сделка удостоверена нотариусом, то на оформление отводится три дня, а если нотариус еще и отправит в Росреестр документы в электронном виде – то и вовсе один день. На внесение соответствующих записей в реестры по решению суда будет отводиться пять рабочих дней, три – на указание в реестрах о наложении ареста на недвижимое имущество или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Однако в законе оговаривается возможность приостановки оформления на кадастровый учет или регистрации прав "на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца". Приостановка будет происходить в 51 случае, среди которых такие: если с заявлением обратилось ненадлежащее лицо либо имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, не представлены необходимые документы либо они не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, а также если существует судебный спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество.
Опасающиеся за судьбу своей недвижимости смогут запретить госрегистрацию переходов прав, ограничений и обременений без своего личного присутствия или законного представителя. Если заявление на переход прав поступит регистратору, то он должен будет вернуть его без рассмотрения. Однако такая запись не препятствует осуществлению регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, если основанием для этого является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя. Без рассмотрения документы остаются также, если они "имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание", либо если в течение пяти дней с даты подачи заявления в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах не появилась информация об уплате госпошлины. Кроме того, регистратор будет обязан в течение пяти рабочих дней включать в реестр запись о наличии возражения предыдущего правообладателя в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости. При этом она будет автоматически погашаться, если в течение трех месяцев предыдущий правообладатель не обратится в суд и не представит подтверждение. При этом такая запись о наличии возражений "при отсутствии иных причин, препятствующих государственной регистрации прав на него, не является основанием для приостановления государственной регистрации прав на него и отказа в ее осуществлении", следует из закона.
При доработке законопроекта ко второму чтению депутаты исключили из нее спорную норму, позволяющую избежать получения нотариального согласия супруга на отчуждение находящегося в общей совместной собственности недвижимости. Законопроект, принятый в первом чтении, предусматривал, что это будет возможно, если оба супруга явились в орган регистрации прав и там в присутствии уполномоченного должностного лица один из них подписал согласие на переход прав на недвижимость, а его подпись была удостоверена чиновником. Зато сохранилась идея выплачивать по решению суда из бюджета лишившимся недвижимости по вине регистратора компенсацию за утрату права собственности на помещение, но не более 1 млн руб. Деньги смогут получить исключительно граждане, и то не все, а лишь собственники единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, которые по не зависящим от них причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестные приобретатели, от которых было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, а взыскание вреда по исполнительному листу прекращено из-за смерти должника, внесения записи об исключении должника-юрлица из единого государственного реестра юрлиц. "По суду компенсация будет, естественно, полностью в соответствии с рыночной оценкой. А эта компенсация носит социальный характер от государства, когда меры иного истребования компенсации исчерпаны", – объяснял депутатам замминистра экономического развития Королев. При этом Росреестр не будет ничего платить по убыткам из-за регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки, которую суд признает недействительной.
По факту аналогичное возмещение обещает и действующий сейчас закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Изначально разработчики документа, ссылаясь на то, что норма не работает, предлагали создать гарантийный фонд для выплаты компенсаций гражданам, лишившимся недвижимости по вине регистраторов. В пределах 10 млн руб. убытки обещали возмещать в полном размере за счет средств Росреестра, а если их не хватает, то из казны. Однако во внесенном на Охотный Ряд документе этого предложения не оказалось.
Скромный лимит в 1 млн руб. и возможность получить такую компенсацию лишь однократно могут свидетельствовать о стремлении законодателя повысить привлекательность нотариального оформления сделок с недвижимостью. Уже сейчас "Основы законодательства о нотариате" обещают пострадавшим от неграмотных действий нотариуса компенсации, которые должны выплачиваться за счет индивидуальных страховок нотариусов (минимум 2 млн руб. для работающего в городе, и 5 млн руб. для удостоверяющих договоры ипотеки), а если суммы не хватит, то и коллективных (500000 руб.). А с 2016 года должен появиться компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, выплаты из которого должны начаться с 1 января 2018 года.
Источник: Право.Ru