1. Государству не выгодно держать на балансе жилье
Каждый год расходы на содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт только возрастают. Обычная трехкомнатная «хрущевка» площадью 55 кв. м с прописанной в ней семьей из пяти человек, может «потреблять» до 10 тыс. руб. в месяц на перечисленный перечень услуг. При таких значительных накладных затратах бремя их несения, безусловно, выгоднее возложить на карманы собственников, а не платить из местных бюджетов. И это первая причина, по которой не стоит ждать сворачивания процедуры приватизации.
2. Пополнение бюджета налогом на квартиры
Введенный в 2015 году налог на имущество физических лиц, обременил всех граждан России раскошеливаться в пользу государства за находящееся в собственности жилье. Налог рассчитывается от кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, а иногда и значительно ее превышающей. К примеру, в Москве он составляет 0,1% от кадастровой стоимости квартиры до 10 млн руб., 0,15% при кадастровой цене от 10 млн руб. до 20 млн руб. и так далее. Таким образом, только одна средняя «трешка» в столице способна ежегодно увеличивать бюджет на 22,5 тыс. руб. (15 млн руб. х 0,15%). Откажется ли государство от подобных пополнений в собственную копилку? Едва ли. Напомню, что муниципальная недвижимость налогом не облагается. И это вторая причина не отказываться от приватизации.
3. Управление жилищным фондом — накладно и не интересно
Жилищным кодексом (раздел 8) предусмотрена обязанность собственников участвовать в управлении многоквартирными домами и прилегающей к ним территории. Подобное управление требует выражения мнений владельцев жилья на общих собраниях, собраниях ТСЖ, проверки правомерности принятых решений и их исполнения, участия в судебных и прокурорских разбирательствах при выявлении признаков совершенного правонарушения, и многое другое. При наличии в многоквартирном доме муниципальных площадей, предусмотренные обязательства возлагаются на органы государственной и муниципальной власти, что приводит к увеличению их штата отдельными специалистами. Однако, штат можно уменьшить, а расходы на специалистов сократить, если в управлении многочисленными домами необходимость отпадет. И именно по этой причине государству выгодно передать его в руки собственников, для чего приватизацию закрывать нельзя, и это третья причина.
4. Распоряжение недвижимостью — неиссекаемый источник дохода государства
Только собственники жилья правомочны распоряжаться им — продавать, менять, дарить, сдавать в аренду и т.д. И все перечисленные сделки облагаются налогом. При продаже или дарении собственники обязаны выложить тринадцать процентов от 70% кадастровой стоимости жилого помещения. Так, если реализуемая недвижимость оценивается в 20 млн руб., продавцу придется отчислить в бюджет 1,8 млн руб. (20 млн руб. х 70% х 13%). Арендный бизнес также призван постоянно пополнять казну на те же 13% от всех арендных платежей. Лишать себя подобной кормушки, которую не способно обеспечить муниципальное жилье, государство вряд ли согласится. И это следующая причина поддержать решение о нескончаемом продлении приватизации квартир.
5. Бытовыми спорами отвлекаем от политики
Чтобы население меньше лезло в политику, его надо чем-то отвлечь. И самый лучший способ — перенаправить интересы общества в сферу решения более мелких и незначительных задач. Каковыми являются задачи по управлению общим имуществом многоквартирных домов и прилегающей территории. Кто будет чинить крышу и водопровод, сколько собирать с каждого жильца средств за охрану, как использовать подвалы и чердаки, кого привлечь для уборки территории — эти, и многие подобные вопросы способны занимать абсолютно все свободное время собственников. Если к этому присовокупить постоянные судебные тяжбы внутри ТСЖ и управляющих компаний, то некоторым жильцам приходится бросать работу, чтобы решать возникающие проблемы. В итоге, владельцы недвижимости занимаются житейскими вопросами и не лезут в политику, а государство чувствует себя спокойно и защищено.
6. Лишнее жилье муниципалитетам — ненужная обуза
Государству муниципальные площади нужны только для одной цели — предоставления очередникам. При этом, если учесть, что с 2005 года условия постановки на очередь по улучшению жилья настолько ужесточились, что быть нуждающимся стало практически невозможно, то и количество требуемых квадратных метров для этой задачи значительно сократилось. Объем их вполне достаточен при выделении застройщиками взамен предоставляемых администрациями земель для строительства. Кроме того муниципальное жилье «пополняется» после смерти одиноких людей, чья недвижимость переходит государству в качестве выморочного имущества. Держать его на балансе, если некому предоставить, государству не выгодно, тем более требующего постоянные расходы и не дающего пополнения в бюджет. И это последняя, шестая причина, свидетельствующая о том, что приватизация жилья нужна больше государству, чем его гражданам, а потому отменять ее правительство не станет.
Источник: РБК-Недвижимость