В дальнейшем профессиональное риэлторское сообщество жило по этим стандартам, которые развивались и дополнялись. Несколько лет назад в РГР был окончательно доработан механизм сертификации агентств (юрлиц) и аккредитации агентов (физлиц, работающих в сертифицированных агентствах). Так без участия государства был сформирован самый представительный механизм «отстройки» профессионалов рынка недвижимости от непрофессионалов.
Первый толчок к возобновлению разговоров о гослицензировании риэлторов был сделан в конце апреля 2015 года, когда президент РФ Владимир Путин заявил о том, что риэлторская сфера в России регулируется недостаточно и что нужно предъявлять дополнительные требования к контролирующим ее организациям. О возврате гослицензирования как такового Путин не говорил. Однако, как в России принято, сразу же нашлись депутаты и чиновники, взявшиеся за возрождение «нового старого» механизма. С мая прошлого года в СМИ как минимум два раза активизировались разговоры о том, что возврат к лицензированию вот-вот произойдет. До нынешнего года эти разговоры, впрочем, ничем не заканчивались.
И вот, по данным «Ведомостей», в январе 2016 года Росфинмониторинг, собирая предложения по наведению порядка на рынке недвижимости, заявил: «Без надзора сами риэлторы оказываются не защищенными от “криминализированных элементов”, в том числе группировок с участием коррумпированных государственных, муниципальных служащих». В середине февраля ФАС в письме, направленном в Росфинмониторинг, заявил: «Отсутствие в России законодательства, регулирующего деятельность риэлторов, не дает возможности гарантировать права потребителей их услуг». Счетная палата также поддержала идею о необходимости специального закона о контроле за риэлторами.
Нынешний президент Российской гильдии риэлторов Валерий Виноградов не спешит с прогнозами. По его мнению, после письма ФАС и заявлений Счетной палаты и Росфинмониторинга все-таки непонятно, произойдет ли возврат к гослицензированию риэлторской деятельности или нет. Но если произойдет, то, по мнению эксперта, наилучшим вариантом было бы сочетание государственного лицензирования с уже существующим риэлторским саморегулированием.
В свою очередь, президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти Федор Дьячков добавляет: самим риэлторам такой закон не слишком нужен, так как он уже опоздал: РГР разработала Единый общенациональный реестр и успешно аттестует специалистов и сертифицирует компании. Таким образом, вопросы, связанные с защитой потребителей, успешно решаются риэлторскими СРО (РГР и ее региональными отделениями) в рамках действующего законодательства.
Валерий Виноградов, президент Российской гильдии риэлторов:
Принципы регулирования риэлторской деятельности уже сложились, поэтому оптимальным было бы рациональное сочетание государственного лицензирования с системой риэлторского саморегулирования. Вопрос в том, как это сочетание будет выполнено. Например, лицензирование априори увеличит административную и финансовую нагрузку на цивилизованных участников рынка. Если государство при этом не предложит механизмов контроля за «черным» рынком, то, естественно, еще больше рынка уйдет в тень. А если, вводя лицензирование, государство посоветуется с риэлторским сообществом о том, как определять требования для лицензирования, и введет жесткий контроль за нелицензированными участниками рынка – вот тогда это будет всем на благо.
Я уверен: для того чтобы лицензирование получилось качественным и полезным (прежде всего для потребителей), оно обязательно должно проводиться совместно с профессиональным риэлторским сообществом.
Федор Дьячков, президент Ассоциации риэлторов СПб и ЛО, исполнительный директор агентства «Александр Недвижимость»:
Фактически роль лицензирующего органа, выдвигающего стандарты, уже перешла к общественным объединениям профессионалов рынка недвижимости. Но, безусловно, в случае введения какого-либо государственного регулирования риэлторской деятельности подавляющее большинство профессионалов рынка недвижимости пройдут все необходимые процедуры.
Если для прохождения лицензирования фирма должна будет страховать свою ответственность, обладать определенными активами, иметь систему гарантий, то в этом от лицензирования только плюсы. К тому же работы по лоббированию специального закона потребуют дополнительных усилий, но при этом мы рискуем получить документ с популистской составляющей, который свяжет профессионалов по рукам и ногам, создаст дополнительные сложности и при этом не позволит отделить зерна от плевел. Тем не менее мы всегда готовы выступать как в качестве экспертов, так и в качестве разработчиков правил лицензирования.
Александр Гиновкер, председатель Управляющего совета АРСП по сертификации риэлторской деятельности::
Созданная нами 14 лет назад система добровольной сертификации агентств работает достаточно неплохо. Она весьма широко распространена: в Петербурге сейчас 50 фирм имеют сертификаты по стандартам РГР, практически все члены АРСП эту процедуру прошли. И у потребителя всегда есть выбор: выбрать сертифицированного специалиста (информация о них доступна на сайтах РГР и АРСП) или идти «по знакомству» («Вася говорил, что этот агент когда-то менял квартиру Пете»).
Но мы работаем в основном с физлицами, а им никакая лицензия не нужна. Им важнее всего цена услуги, а также рекомендации знакомых. Наверное, лицензирование как-то и помогло бы, если бы кто-то боролся с теми участниками рынка, которые принципиально не хотят лицензироваться, и не давал им работать. Но я боюсь, что такого не будет. А значит, обязательное лицензирование нас не спасет.
Алексей Крылов