Напомним, 24 июля на заседании Совета при президенте России по жилищной политике была поставлена задача до 2020 года перейти от системы долевого строительства к продажам готового жилья. С таким предложением выступил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. После заседания вице-премьер Игорь Шувалов поручил создать рабочую группу при Минстрое РФ и разработать изменения в 214-ФЗ (о долевом строительстве), которые планируется принять уже осенью.
Предполагается, что с 1 января 2016 года покупатель, банк и застройщик будут заключать трехсторонний договор, по которому средства дольщиков должны будут поступать на спецсчет в банке, а из банка — направляться на проектное финансирование. Таким образом, будет обеспечено финансирование полной стоимости проекта и строительство завершится в срок, говорится в материалах совещания. А с 1 января 2020 года можно будет продавать жилье только после ввода объекта в эксплуатацию, пишет РБК.
Долевое строительство придумали на растущем рынке
Идея строительства жилья за счет граждан-соинвесторов появилась в начале 2000-х гг. и до законодательного закрепления в 2004 г. с помощью ФЗ-214 существовала на основании договоров соинвестирования и вексельных схем. Неизбежные риски этого механизма, предполагающего покупку виртуального по сути товара, в глазах граждан до недавнего времени компенсировались значительным выигрышем в цене - чем раньше отдашь застройщику деньги, тем дешевле в итоге обойдется квартира.
«Покупатели становились соинвесторами стройки и зарабатывали на увеличении стоимости метра по мере повышения стадии готовности дома. Квартиру на начальном этапе строительства можно было купить на 20-30% дешевле, чем на конечной - если рынок в целом топтался на месте. А в периоды активного роста цен на жилье – в 2002-2003, 2005-2006, 2010-2012 гг. – «бонус» мог достигать 50-100%. В эту игру часто играли квартирные инвесторы, которые таким образом сколачивали капитал», - говорит Олег Репченко.
Однако то, что достаточно неплохо зарекомендовало себя на растущем рынке, совершенно не годится в условиях снижения цен и объемов продаж.
«Когда цены на жилье и продажи падают, схема долевого строительства начинает рассыпаться, так как застройщики не могут собрать с граждан-соинвесторов достаточно денег для завершения стройки. И появляются обманутые дольщики», - поясняет эксперт.
Напомним, первая волна пострадавших соинвесторов прокатилась по рынку в 2004 г., в период стагнации цен и спада продаж, вторая – после кризиса 2008 г. Сейчас намечается третья. И власти, естественно, очень этим обеспокоены, так как решать проблемы обманутых дольщиков приходится за счет бюджета.
Наиболее остро данный вопрос стоит в Подмосковье - регионе-рекордсмене по объемам жилищного строительства и, соответственно, количеству его соинвесторов (см. «На рынке жилья Москвы и Подмосковья сформировался беспрецедентный объем предложения»). По официальным данным правительства области, в настоящее время в Подмосковье строится 2167 многоквартирных домов. В первом полугодии 2015 г. ввод жилья упал более чем на 20% в сравнении с аналогичным периодам 2014 г. Объем продаж снизился на 50%, причём у подавляющего большинства оставшихся покупателей нет «живых денег»: доля ипотечных сделок увеличилась до 80-85% против 60% в 2013–2014 гг.
При таком раскладе неудивительно, почему именно подмосковные чиновники обещают натравить налоговиков и прокуратуру на демпингующих застройщиков и ратуют за ликвидацию долевого строительства – чтобы проблема обманутых дольщиков была решена раз и навсегда.
«Застройщики видят, что продать квартиры за желаемые деньги не могут, только дешевле и, соответственно, возникает вопрос, а смогут ли они за такие деньги построить дома? Если бы девелоперы строили на свои деньги, власти бы не очень беспокоились – пусть хоть в убыток себе продают. Но девелоперы используют средства «физиков», которые, оставшись без денег и квартир, обязательно предъявят претензии государству», - отмечает руководитель IRN.RU.
Для справки: с 2012 г. Московская область потратила на квартиры для 12 000 обманутых дольщиков более 30 млрд руб., в списках пострадавших остаются еще более 6 000 семей.
Однако, при всех своих недостатках, «долевка» в настоящее время является основной схемой финансирования строительства жилья в стране. Поэтому, если бы власти ожидали скорого возобновления роста стоимости недвижимости – как в предыдущий кризис, когда уже летом 2009 г. наметился некоторый отскок цен, - то такая радикальная мера, как отмена долевого строительства, скорее всего, даже не рассматривалась бы. По всей видимости, чиновники понимают, что причин для разворота рынка сейчас нет и тренд на снижение цен – это всерьез и надолго, поэтому схему надо менять в законодательном порядке, не дожидаясь катастрофических последствий ее стихийного обвала.
«Схема долевого строительства хороша только для растущего рынка. Ведь покупать полуфабрикат имеет смысл только в том случае, если есть уверенность, что в готовом виде товар будет стоить значительно дороже. А если столько же или даже дешевле, то зачем рисковать деньгами, вкладываясь в проект на начальных этапах реализации? Все будут покупать только готовое жилье. Или, еще хуже, пытаться вернуть уже заплаченные застройщику деньги – в некоторых случаях 214-ФЗ это позволяет, - чтобы купить у его конкурента аналогичную квартиру, но дешевле», - поясняет Репченко.
Естественно, в случае отказа от долевого строительства у девелоперов возникнут большие трудности с финансированием – банковские кредиты в новейшей отечественной истории никогда не были дешевыми, но сейчас ставки отпугивают даже крупные и богатые компании (см. «Снижение ключевой ставки ЦБ: идти в банк за выгодными кредитами еще рано»). Соответственно, если правительство не хочет похоронить жилищное строительство – а оно не хочет, судя по оперативности запуска программы субсидирования ипотечной ставки, - то ему придется финансово помочь застройщикам. По всей видимости, будет разработана очередная программа льготного кредитования - уже не только ипотеки, но и девелоперов напрямую.
«Справедливая цена»
Если власти уверены в снижении цен на жилье, возникает вопрос, насколько, по их мнению, метр в итоге должен подешеветь? Собственно, ответ достаточно очевиден, так как неоднократно звучал на самом высоком уровне: «справедливая» цена жилья России – примерно 30 000 - 35 000 за «квадрат», полагают чиновники. Именно на такую цену ориентируются государственные программы поддержки жилищного строительства, в частности «Жилье для российской семьи», участники которой обязаны продавать квартиры не дороже 35 000 за 1 кв. м, но не более чем за 80% от рыночной стоимости недвижимости в регионе. В программе льготной ипотеки не прописаны ограничения по стоимости приобретаемого жилья, но, как показывают нехитрые расчеты, в нее заложены примерно такие же ценовые показатели.
Максимальная сумма ипотеки с господдержкой для большинства регионов России – 3 млн руб. Значит, при минимальном первоначальном взносе в 20% желающие воспользоваться программой могут купить квартиру примерно за 3,5 млн руб. Ясно, что государство прежде всего заинтересовано в поддержке семей с детьми, поэтому квартира должна быть трехкомнатной. Стандартная площадь «трешек» - от 75 кв. м в панельных домах до примерно 100 кв. м в монолитных. Таким образом, стоимость метра квартиры с господдержкой – 35 000 – 45 000 руб.
Если применить ту же методику расчетов для Москвы, Подмосковья и Петербурга, жители которых с помощью субсидии могут занять до 8 млн руб., выяснится, что в этих регионах государство поддерживает покупку жилья стоимостью 100 000 – 120 000 руб. за кв. м. Реальный московский метр сейчас примерно на 40% дороже - 180 000 – 200 000 руб. по индексу IRN.RU. Однако, если макроэкономическая и геополитическая ситуация кардинально не улучшится, через несколько лет цены на столичные квартиры вполне могут приблизиться к одобряемым властями – см. «Прогноз рынка недвижимости на 2015-2016 годы от IRN.RU».
Источник: IRN.RU