Федеральная служба по финансовому мониторингу считает принятие закона о госрегулировании риэлторской деятельности важным условием соответствия международным нормам противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Теперь с этим мнением согласны и представители ФАС.
По данным БН, соответствующее письмо за подписью статс-секретаря, заместителя директора Росфинмониторинга Павла Ливадного ранее было направлено в ряд ведомств, в частности – в Федеральную Антимонопольную службу, которая недавно поддержала данную инициативу, выразив готовность участвовать в разработке законопроекта.
В распоряжении БН оказался текст письма, разосланного Росфинмониторингом.
В документе акцентируется внимание на предстоящем в 2018 году 4 раунде взаимных оценок экспертами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ (от англ. FATF – Financial Action Task Force on Money Laundering,– прим. ред.).
В ходе этого мероприятия будет осуществлена оценка системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) Российской Федерации.
Как сообщается в письме, ФАТФ, в отличие от других международных структур, обладает действенным инструментарием в виде формирования так называемого «черного списка» государств, имеющих существенные недостатки в системе ПОД/ФТ, попадание в который чревато в том числе финансовой изоляцией.
Далее авторы документа переходят собственно к теме госрегулирования риэлторской деятельности, которая отнесена ФАТФ «к профессиональной деятельности, подлежащей контролю с возложением на ее субъектов специальных обязанностей, связанных с ПОД/ФТ».
Таким образом, отсутствие законодательного регулирования этого рынка, по мнению авторов письма, может существенно ухудшить показатели оценки Российской Федерации, приблизив наступление обозначенных выше неблагоприятных последствий.
Также эксперты Росфинмониторинга указывают на уязвимость риэлторского рынка со стороны криминальных элементов.
Эту часть письма мы приводим в цитате:
«Создаются условия для осуществления субъектами, выполняющими соответствующие посреднические функции, сделок с недвижимостью вне пределов правового поля, и формирования теневого сектора, имеющего как ярко выраженный криминальный характер (так называемые, «черные маклеры», «черные риэлторы», в том числе группировки с участием различных коррумпированных государственных, муниципальных служащих), так и полулегальный характер (например, нелегитимная минимизация налогообложения или набирающий обороты механизм «обналичивания материнского капитала», в некоторых случаях формально не нарушающий требования закона, но производимый в ущерб социальным и иным интересам Российской Федерации)».
Резюмируя все сказанное, специалисты ведомства делают вывод о необходимости формирования в Российской Федерации профильного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере осуществления риэлтерской деятельности.
Как сообщили корреспонденту БН представители Росфинмониторинга, на данном этапе пока не выработано никакого консолидированного мнения, идет сбор оценок всех заинтересованных ведомств.
Напомним, что страсти вокруг госрегулирования риэлторской деятельности кипят уже давно. Новая инициатива добавляет интриги и без того в непростую ситуацию, за развитием которой БН продолжит следить.
Андрей Грязнов